Активный сабвуфер MartinLogan Dynamo 400

Обзор Николая Ефремова из журнала Cалон AudioVideo: «Активный сабвуфер MartinLogan Dynamo 400» 

К сабвуферам многие меломаны относятся с предубеждением, считая их исключительно кинотеатральным атрибутом. Да и в домашнем кино они приживаются не всегда из-за сложности грамотной настройки – иногда проще поставить крупнокалиберную фронтальную акустику, чем мучиться с укрощением строптивой бас-машины. А ведь проблем с басом можно избежать, если ограничиться скромной 8-дюймовой моделью – в чём мы и сами недавно убедились.    


ЗНАЧЕНИЕ РАЗМЕРА

Наш нынешний объект исследования – самая младшая и доступная модель из серии Dynamo, и она, скорее всего, заинтересует начинающих меломанов, строящих свою первую систему или желающих улучшить уже имеющуюся. А им, скорее всего, будет полезно узнать некоторые правила интеграции и настройки активного сабвуфера. Причём применительно к музыкальной системе, поскольку в домашнем кинотеатре решение этой задачи лучше поручить AV-ресиверу с системой автокалибровки. В интегральных усилителях она встречается крайне редко, поэтому всё будем делать на слух.

Поскольку сабвуферу не придётся воспроизводить спецэффекты (взрывы, стрельбу и т.д.), не обязательно подбирать модель с драйвером крупного калибра.

Поскольку сабвуферу не придётся воспроизводить спецэффекты (взрывы, стрельбу и т.д.), не обязательно подбирать модель с драйвером крупного калибра, особенно, если у вас небольшая комната. В этом случае будет меньше проблем с гудением, бубнением и прочими неприятностями. Что касается глубины баса, то напомню: даже в таких драйвовых жанрах, как рэп или даб, практически не бывает нот ниже 30 Гц, вообще же граница большинства записей установлена примерно на 40 Гц. Не верите – прогоните свои записи по анализатору спектра, такую программу для смартфона в Сети найти нетрудно.

Считается, что для барабанов область частот около 40 Гц «отвечает» за глубину удара, 60 Гц — за панч и увесистость, а 80 Гц — за чёткость. В спектре бас-гитары или контрабаса отрезок 40 —50 Гц определяет массивность, «тело» инструмента. Как видим, 8-дюймового сабвуфера с рабочим диапазоном от 30 Гц для музыки в большинстве случаев вполне достаточно.

Теперь о стыковке с сателлитами. Главное, помните, что сабвуфер не должен разговаривать, т.е. частоту среза не стоит выбирать выше 90 – 100 Гц, даже если у вас мониторы совсем крошечные. Пересечения саба и сателлитов по диапазону тоже следует избегать – при наложении волн с близкими частотами возможны фазовые всплески и провалы.

В относительно небольшом корпусе установлен 8-дюймовый драйвер с полипропиленовым диффузором, который направлен вниз.

Теперь о выборе фазы, т.е. полярности включения сабвуфера. У большинства недорогих моделей, в т.ч. и у Dynamo 400, предусмотрена лишь инверсия 0/180 град., и этого в большинстве случаев достаточно. Установив сабвуфер в любое удобное место, включаем музыку с богатым НЧ-диапазоном и щёлкаем тумблером на задней панели. Оставляем его в положении, при котором бас не отрывается от середины, и общая картина получается наиболее слитной.


И, наконец, уровень. Его нужно выставлять так, чтобы сабвуфер при работе не привлекал к себе внимания, но его выключение сразу бы сказывалось на звучании.

Все описанные выше операции мы проделали с сабвуфером MartinLogan Dynamo 400 перед его прослушиванием в системе 2.1 с сателлитами MartinLogan Motion 15i.

Помните, что сабвуфер не должен разговаривать, т.е. частоту среза не стоит выбирать выше 90 – 100 Гц, даже если у вас акустика совсем крошечная.

В относительно небольшом корпусе нашего испытуемого установлен 8-дюймовый драйвер с полипропиленовым диффузором, направленным вниз. Туда же выведен щелевой фазоинвертор, сечение которого достаточно велико, чтобы не возникало турбулентных шумов. Усилитель класса D выдаёт продолжительную мощность 75 Вт и 100 Вт в пике. Помимо регулировки уровня и частоты среза предусмотрена активация автоматического включения при появлении сигнала на любом из входов. Таковых здесь три: линейный, LFE в обход фильтра и высокоуровневые гнёзда для подачи сигнала по акустическим кабелям с «бананами». Так что, несмотря на принадлежность к бюджетному классу, у Dynamo 400 имеется всё необходимое для интеграции в любую систему.

Мы подключились к сабвуферному выходу SUB плеера OPPO UDP-205 и установили частоту среза около 70 Гц. Для лучшего временного согласования с сателлитами саб слегка выдвинули вперёд.

То, что такое решение имеет вполне определённые преимущества, стало ясно сразу. При включении Dynamo 400 мы получили выигрыш сразу по нескольким позициям: расширился не только рабочий диапазон, но и масштаб звуковой сцены. Кроме того, едва заметное на слух присутствие НЧ-составляющей повлияло на передачу голосового диапазона – вокальные партии стали более основательными, с опорой «на диафрагму». С ударной установкой тоже удивительная метаморфоза: бочка заметно прибавила в размерах, удар наполнился, да и рабочие барабаны как-то «повзрослели». За счёт усиления ритм-секции (чётче проявилась бас-гитара) в музыке появился дополнительный драйв, на оркестровых записях стал ощущаться объём зала.

При включении Dynamo 400 мы получили выигрыш сразу по нескольким позициям: расширился не только рабочий диапазон, но и масштаб звуковой сцены.

За время работы в журнале мне приходилось настраивать и 12-дюймовые сабвуферы, и 15-дюймовые, и даже 18-дюймовые, и возни с ними было очень много – то они не вписывались в помещение – гудели, «заводились» на одной ноте, или не поспевали за сателлитами. У Dynamo 400 этих проблем не было – 8 дюймов не тяжёлый калибр, со скоростью здесь всё в порядке, а отсутствие «жирных» инфранизких составляющих гарантирует чистоту и разборчивость нижнего регистра даже при установке саба в углу комнаты. Действительно, размер имеет значение, но иногда – с точностью наоборот.

СИСТЕМА

  • Универсальный проигрыватель OPPO UDP-205
  • Интегральный усилитель Schiit Audio Ragnarok
  • Акустические системы MartinLogan Motion 15i
  • Кабели:
    • фоно Oehlbah NF113
    • межблочные Hi Fidelity Cable
    • акустические Tellurium Q Statement Speaker 2,5 m
    • сетевые Mudr Akustik

МУЗЫКА

  1. Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
  2. Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
  3. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  4. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997.

MartinLogan Dynamo 400

Производитель: MartinLogan, Ltd (США)




  • Активный сабвуфер MartinLogan Dynamo 400